Объём тела
16 января 2024
Галина Онисько — о занимаемом пространстве, поджоге статуй и украинских брендах
Мы познакомились с Галей в инстаграме.

К моменту нашей первой переписки я уже долго жила в Грузии, а Галя — в Швеции.
У нас много общего: работа (Галя тоже стилист), любовь к Одессе (откуда родом Галя и мои родители) и взгляд на многие вещи.
Вряд ли, подумала я, найдётся более подходящий человек, чтобы прервать почти двухлетнее молчание в этой рубрике.]

Встречайте: Галя Онисько.
Галина Онисько
стилист, фотомодель, автор ТГ-канала @gaaletsays
О ШВЕЦИИ И ОДЕЖДЕ-БРОНЕ
Я большая. Во мне больше 100 кило.

Когда ты неконвенциональный, начинаются вопросы: как это так, ты — нерожавшая женщина под сорок и ещё к тому же толстая? Мне было важно уехать в страну, где первого ребёнка рожают в 35. Здесь никто не рассказывает, какие часики и где у тебя тикают.

Я поняла, что дома я использовала одежду как броню. То, как я одеваюсь, то, что у меня странный макияж, что у меня интересная ювелирка — всё это было и моим манифестом, и отгораживающей бронёй. В Швеции я обнаружила, что в своих привычных луках я выгляжу немного overdressed. И мне прям пришлось сознательно понижать градус: спустя полгода после приезда я поняла, что тут мне броня не нужна.

Украина меняется, Украина меняется очень сильно, и лет через десять там можно будет поймать похожее ощущение. Но пока так. Думаю, именно этот опыт, опыт жизни в обществе, где давление гораздо меньше, где принятие человека с любой его телесностью — это действительно норма, а не big deal, — всё это дало мне силы и смелость взглянуть на себя в зеркало настолько пристально, насколько это возможно.

Вначале взглянуть, потом принять реальность (которая, как ты её ни отрицай, меняться не очень-то хочет), а потом — совершенно неожиданно для себя — раздеться и сняться в арт-проекте.
ОБ ОБНАЖЁННЫХ ФОТОСЕССИЯХ
Мы с моей подругой Леной (Олена Косович — прим. авт.) задумали фотопроект «Миф о теле» — про присвоение себе своего тела. И он даже не про тело каких-то особых размеров.

Мы фотографировали меня в разных ваннах. И я поняла, что комфортно себя чувствую в одной ванной и дискомфортно — в другой. Разница между съёмками — сутки.
Я не поменялась. Поменялся только размер ванной. Это заставило меня задуматься и сказать вслух о том, как наши ощущения определяют внешний мир.
После публикации было много хейта. Я не собрала булшит-бинго — никто не написал «я бы вдул» или «я бы не вдул», но всё остальное было. Но меня порадовало, что неприятных комментариев в лучшем случае была половина. Я не могу себе представить такое лет 15 назад. Было много комментариев «это круто», особенно ценные для меня — «спасибо, что делаете это видимым». Я делаю это потому, что ощущаю свою силу это делать. И потому, что чувствую, что это надо делать.

Я поняла, что сестринство меня поддерживает, когда в комментарии пришли девочки и стали меня защищать. Я чувствовала это как обратную связь: фотосессия — мой вклад в сестринство, а вот поддержка от него.
О ПОДОЖЖЁННОЙ СКУЛЬПТУРЕ
Обнажённые фотосессии на этом не закончились. Мы продолжили сотрудничать, сделав фотопроект Moulding in Public (Moulding by Society).

Немного предыстории.
Во Львове в Стрыйском парке обновили экспозицию скульптур. Больше всего холиваров вызвала обнаженная скульптура Василя Корчового «Впевнена» («Уверенная» — прим. авт.) — скульптура очень красивой и соразмерно, сложенной но одновременно очень полной женщины. Не пухленькой, не «в теле», а именно полной/толстой.

Та самая скульптура во Львовском парке.
Для меня «Впевнена» — это опять история про валидацию. Человеческое тело склонно изменяться, женское тело часто изменяется не столько с возрастом, сколько в связи с теми функциями, которые в нас заложены. Гормональные колебания, беременность, роды, долгий период, когда залогом выживания младенца служит грудное вскармливание… Поэтому такая репрезентация, честная, открытая, без стыдливых драпировок «особо некрасивых мест» — это очень важно.

Меня очень порадовала дискуссия. Кто—то написал: но ведь примерно так же выглядят воспитатели и няни ваших детей в детских садах. И я подумала: блин, какой же классный пример! Это что-то, что в расфокусе, но очень важно.

В какой-то момент скульптуру облили мазутом и даже подожгли. Меня зацепило это агрессивное действие — сжечь скульптуру. В ком-то было столько агрессии и ненависти, что я это считываю как «умри, толстая женщина».

Ещё даже до того, как это произошло, я жалела, что мы не можем снять парный фотосет — меня и скульптуры. И тут мой друг, который когда-то сделал моё самое первое фото, сказал: «Слушай, ну можно же облиться краской». И я пришла к Лене, и мы отсняли продолжение нашего фотопроекта.

Название Moulding in Public (Moulding by Society) — это отсылка к тому, как нас формирует ожидание публики.

В Древней Греции с людей лепили скульптуры, а теперь мы снимаем живого человека, вдохновляясь скульптурой.
О РОЛЕВЫХ ИГРАХ
Сообщество ролевиков было первым сообществом, где я нашла свой стиль. Я нашла в нём людей, у которых было много принятия для меня. И тряпочки стали способом не просто красиво одеться, а рассказать историю — то есть, это то, о чём я сейчас говорю с клиентками в реальной жизни. Но впервые я это чётко прочувствовала именно тогда. Это было безусловное разрешение: да, можно выпендриться как угодно!

В юности было страшно выпендриваться. Вдруг тебя высмеют, ааа, беда. А тут у тебя есть специальное разрешение выпендриваться — это же костюм. Я думаю, что я, распробовав это, очень быстро начала переносить это в реальную жизнь. Я поняла, что я могу одеться так в любое время. Да, конечно, есть уместность и есть сезонность. Но даже уместность — она чаще в моей голове. Мне никто не мешает надеть красивую блузку с кружевными рукавами с джинсовыми шортами и пойти с друзьями на склон вечером.
О РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ
Люди, которые приходят ко мне, — очень разные.

Кто-то приходит за валидацией. Это когда у человека уже есть свой стиль и эстетические предпочтения, но хочется свериться с профессионалом, просто похвастаться тем как получается.

Кто-то приходит растерянный. Жизненная ситуация меняется — например, переезд, смена карьеры, рождение ребенка, всё что угодно, — и человек повисает в пустоте. Старое уже не работает, а новое — «я не знаю, как».
Если задуматься, мы много лет идём к тому, как мы одеваемся. Процесс происходит фоново, мы отвечаем себе на вопрос «кто я?», «какая я?», «какой я хочу быть?», «как мне красиво?», «какое у меня тело?», «как мне удобно?».
Если всё хорошо, то в какой-то момент у нас есть ответы про самих себя, представление о самой себе.

Но часто бывает иначе. Например, мы говорим себе «ты не умеешь одеваться», «ты некрасивая» или «мода для глупых», «я отказываюсь конкурировать за красоту», «я ношу только джинсы», «я ненавижу розовое». Часто в этом всём много боли стахов и сложных чуств. И когда мы заглядываем в шкаф, там действительно живут монстры и богарты. И тут для меня становится очень важным быть внимательной слушательницей, советчицей и напарником, сестрой, которая помогает проделать сложный путь.
У меня есть формат микроконсультаций.

Обычно это что-то вроде ответа на запрос «у меня есть вещь и я не знаю, как её носить». Или же человек хочет как-то поэкспериментировать, а опыта немного, и он не понимает, как это сделать.

Я начинаю обычно с того, что рассказываю историю вещи и её «неконтролируемый контекст». Это то, какие смыслы эта вещь уже несёт — и как они меняются от того, какую конкретную форму им придал производитель. А дальше мы говорим о контролируемом контексте — то есть о том, что можно добавить и как можно «прочитать» уже имеющееся.

Такая услуга хороша тем, что она «нестрашная», помогает попробовать формат работы со специалистом, и при этом дает обширную пищу для размышлений (если она нужна) или просто несколько готовых ответов
Нам всем очень не хватает поддерживающего доброго взгляда.
Нам всем очень не хватает поддерживающего доброго взгляда. Не только в одежде. Но одежда может быть особенно болезненной темой, потому что в ней сплетается и реальная телесность, и восприятие человеком своего тела, и страхи/ожидания от восприятия нас другими. Часто тут ещё и необходимость дресс-кода или просто соответствие некоему «приличному виду», который от нас ожидают.

Моя задача, даже скорее цель — дать клиентке именно это ощущение дружественного взгляда. Не просто физически помочь разобрать залежи в шкафу (а там тоже многое может останавливать, часто очень много страхов и стыда), а сказать «я тебя вижу, я здесь, ты здесь, я вижу именно тебя, такую, как ты есть, я вижу твою красоту, я слышу про твои страхи, позволь мне помочь тебе».

Не так уж сложно применить профессиональные знания и навыки, гораздо сложнее и важнее увидеть, что стоит за потребностью обращения к моим навыкам. И часто это именно необходимость ощутить поддержку и принятие.
ОБ УКРАИНСКИХ БРЕНДАХ
Помню, как ходила по первому маркету «Мейд ин Юкрейн», и испытывала много смешанных чувств: как хорошо и классно что такое происходит, как много стендов — и много-много опасений, что моего размера опять не будет. Его и не было часто.

Я спрашивала об отсутствии нужных размеров у девочек-владелиц марок и поняла, что существует достаточно людей, в мире которых я не существую. Часто я видела удивление и растерянность — как будто я просто не могу существовать и человек моих размеров не может хотеть носить красивое и актуальное.

Но я нашла.
Моя первая взаимная любовь — марка двух кузин, которые назвали свое дело именем прабабушки, ZosyaYanishevska. Я посчитала: в какой-то момент у меня было около 20 платьев этой марки. Это удивительный для меня опыт, приходить в шоурум, и мерять вещи, которые я, возможно, не выбрала бы сама, прикладывать на себя расцветки тканей, которые я также не купила бы в текстильном магазине если бы делала выбор самостоятельно. И как итог, иметь возможность увидеть себя чужими глазами в чём-то, увидеть что мне хорошо и красиво. Нет не так: позволить себе увидеть, что непривычное и пугающее — хорошо.

Еще об одной марке хочу рассказать, «Шо Гуска».
Если владелицы «Зоси» — это взрослые женщины, которые мудры в том числе опытом и тем, какие клиенты к ним приходят, то у «Гуски» совсем другой вайб.

Её история — про одежду разных размеров, она про картину мира, которая изменилась за последние 10 лет, и изменения эти чудесны. Они не про «работу с целевой аудиторией», для меня это больше про понимание того, что твоя целевая аудитория может быть бесконечно разной и что мини-юбка — «змея» из экокожи — одинаково нужна и бёдрам обьемом 80 см, и бёдрам объёмом 160 см.

Сейчас они выпустили новую мини-колекцию «Переродження». В одной и той же модели снялись все — и девушка, и парень, и бабушка. Я заочно влюблена.

«Все, що тобі треба, — це чути свою внутрішню гуску, і памʼятати, що у тебе є крила» («Всё, что тебе нужно, — это слышать свою внутреннюю гусыню и помнить, что у тебя есть крылья» — прим. авт.).


Беседовала Александра Добрянская
Чтобы ничего не пропустить, вы можете подписаться на рассылку или следить за нашими обновлениями в Telegram.
Подписка ÅTTE
Мы присылаем письма раз в неделю, анонсируя новые тексты и события.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.